Неважно, носишь ли ты уже форму и погоны или еще готовишься это сделать – если твоя служба будет связана с автомобилями, тебе нужно знать, что они, эти самые автомобили, из себя представляют. Общие рекомендации по несению службы военным водителем ты можешь прочитать в моей предыдущей статье; теперь же пришла пора в общих чертах узнать, что из себя представляют Транспортные Средства Российской Армии.
В идеале, этому тебя должны научить в ДОСААФе, но даже в случае высокого качества образовательных услуг самообразование, дополнительные знания и опыт не будут лишними, не так ли?
Тогда поехали.
Итак, военный автопарк не блещет сильным разнообразием. Легковые машины в нем представлены, в основном, маркой УАЗ:
УАЗ-2206 – т.н. «Буханка», «Таблетка» и УАЗ-31514 «Козлик».
Что можно о них сказать?
Самоходный конструктор с потрясающей проходимостью. Управлять ими не очень тяжело, но под капот лезть придется часто. «Козлик» обычно возит командиров, а «Буханка» - больных, раненых и т.п.
И все же легковые авто – лишь малая часть военного автопарка; учитывая масштаб задач, стоящих перед Родиной, основную работу по ее защите выполняют грузовики. Кроме того, за руль в армии сажают, только если у солдата есть категория «С» в правах. Поэтому основной свой интерес и внимание ты, как военный водитель, должен сосредоточить на них.
В советские времена и недавнем прошлом количество марок грузовых авто в армии было сравнительно велико:
ЗИЛ, ГАЗ, КРАЗ, МАЗ, КАМАЗ, УРАЛ.
Но в наши дни активно растут доли УРАЛа и КАМАЗа. Они имеют множество модификаций (коротко- и длинно-базные, двух-,трех- и четырехосные, бортовые, с кунгом и т.д.), у которых, впрочем, схожая эксплуатация.
Чудо российского, в т.ч. военного автопрома. Простота и прочность конструкции, капотная компоновка, обеспечивающая повышенную безопасность для водителя, уникальная проходимость за счет ровного днища и грамотной развесовки. УРАЛы советских времен оснащались двигателем КАМАЗ 740, современные же – ЯМЗ -236 и ЯМЗ-238. Очень неприхотливые и нетребовательные к качеству топлива двигатели.
Вопреки распространенному делению «КАМАЗ – комфорт, УРАЛ – проходимость», плавность хода выше у УРАЛа: капотная компоновка перемещает водителя внутрь базы авто, за переднее колесо; в результате трясет меньше. Главный минус УРАЛа для водителя-срочника – тесная кабина с отсутствием ящичков и полочек для «нычек» и низкая крыша: при езде по кочкам прикладываться головой к потолку придется часто.
Кроме того, нужно обратить внимание на тормоза: у УРАЛа они пневмогидравлические (тормозные колодки приводятся в рабочее состояние тормозной жидкостью, а усилие на педали увеличивается пневматическим усилителем) – в этом их сила и слабость: с одной стороны, после длительной стоянки, при буксировке и т.п.
УРАЛ, в отличие от авто с чисто пневмо-тормозами (например, КАМАЗ), можно растормозить, прожав, пусть и с огромным усилием, педаль тормоза (но ты же мужик, верно?); с другой стороны – необходимо следить за целостностью Главных Тормозных Цилиндров, трубок под тормозную жидкость и т.д. Большинство водителей-срочников это не делают, а после жалуются, что у них пропадают тормоза.
Таким образом, УРАЛ – это серьезная рабочая лошадка, требующая внимания и физической силы (даже в сравнении с другими грузовиками), но, коль ты сумел с ним поладить, знай – на дембель уйдешь с гордостью.
Высокая скорость и проходимость, маневренность, обзорность, и, что немаловажно для водителя-срочника – большая, просторная кабина со множеством полочек, ящичков и скрытых ниш, где можно «заныкать» все необходимые тебе вещи: солдаты, которые служили на КАМАЗах, называли их «каптеркой на колесах».
Хотя по своим характеристикам он очень похож на УРАЛ, идеология машины все же иного плана:
УРАЛ – боец на передовой, КАМАЗ – снабженец.
В плане проходимости он имеет преимущество перед УРАЛами прежних лет выпуска, поскольку имеет принудительные межколесные блокировки, но при этом у него хуже развесовка (тяжелый передок) и торчащая рулевая тяга, которую легко погнуть о камни или пни. Пневмо-система тормозов обслуживается легче, чем пневмо-гидравлика, но растормозить автомобиль без запаса воздуха нереально, поэтому необходимо держать давление в системе и иметь наготове шланг подкачки.
Итак, в этой статье ты узнал отличительные особенности основных грузовиков отечественного военного автопрома. Конечно, за руль какой машины придется сесть в армии, решать не тебе, но знай, что главное - не марка машины, а ее состояние, которое зависит во многом от тебя. И знание наперед всех ее особенностей, рачительное отношение сделает твою службу легче и эффективнее, а Родину – безопаснее.
Белорусский национальный символ - ЗУБР!